Неделя науки в Приморье

Знаковая Неделя для российской науки: ее работники  — будь то инженеры, лаборанты или доктора наук — отметили профессиональный праздник. В Приморье к этому событию подготовились институты, школы, специализированные центры, лаборатории и даже Приморский океанариум на острове Русский. Одни — открывали свои двери для экскурсий, другие — демонстрировали разработки и делились планами на будущее.

Дмитрий Менделеев открыл человечеству периодический закон химических элементов. Илья Мечников  — отец современной иммунологии, Владимир Зворыкин изобрёл телевидение, ну а Александр Можайский еще в 19 веке сконструировал один из первых в мире самолётов. Они, и еще несколько десятков выдающихся умов,– российские ученые, академики и изобретатели. История российской науки началась 8 февраля 1724 года, когда по указу Петра I была основана первая в стране Академия наук. В 1925 ее переименовали советскую?  а позже, в 1991 —  снова в российскую, но именно эта дата стала знаковой для отечественных ученых.  В 2018 году силы приморских ученых направлены,  в частности,   на  исследование биоразнообразия региона, включая морские организмы. Цель — сформировать своеобразный «каталог» веществ и молекул, чтобы облегчить в будущем  создание и, что гораздо важнее, внедрение новых лекарств. Образцы организмов складывают в специальный холодильник, и хранят при экстремально низких температурах.

Александр Каганский,  директор центра геномной и регенеративной медицины Школы биомедицины ДВФУ:

«Многие из них содержат в себе молекулы, которые в будущем могут излечивать миллионы жизней. И мы думаем, что во многих организмах есть больше чем одно потенциальное лекарство, а огромная проблема на планете состоит в том, что виды исчезают с неимоверной скоростью».

В распоряжении Центра регенеративной медицины, что находится в стенах Дальневосточного федерального университета – не только холодильники. Вся эта комната, к примеру – один большой и суперсовременный электронный микроскоп. На нем лаборанты в реальном времени могут наблюдать за ростом клеток. На экране – раковые клетки, взятые прямо из мозга больного, а точнее, из опухолевого очага.

Валерия Михайлова, лаборант-исследователь геномной и регенеративной медицины ДВФУ:

 «Мы берем ее часть, для того чтобы адаптировать опухолевые клетки для роста в лабораторных условиях. В дальнейшем с этими клетками можно проводить различные эксперименты, в частности, тестировать новые лекарственные препараты, смотреть насколько чувствительны клетки к тем или иным агентам и соответственно давать рекомендации».

Кроме ДВФУ, день науки отмечали не только альма-матер, но и музеи, а также выставочные и научно-популяризаторские учреждения. К примеру в Приморском океанариуме для школьников провели цикл научно-просветительских лекций и экскурсий. Некоторые из ребят даже успели, пусть и ненадолго, заинтересоваться наукой, по крайней мере той ее частью, что можно наблюдать «воочию».

Андрей Конопля, ученик 10 класса:

«Встреча, общение с учеными, это настоящие герои, я считаю, потому что они изучают наш мир, помогают нашей жизни… Мир,  который существует, но который мы не видим. Это интересно».

Там же специалисты-экологи  знакомили ребят с микроскопическими обитателями моря – планктоном — на лабораторном мастер-классе. В ходе урока школьники смогли разглядеть этих представителей под микроскопом.

Любовь Глизнуца, старший сотрудник отдела экологического просвещения Приморского океанариума:

«У меня родилась такая идея, почему бы не показать все многообразие планктона, всё чудо этого планктона детям. И океанариум предоставил такую возможность, потому что здесь есть учебные лаборатории и, как оказалось, это востребовано, это интересно людям».

К празднованию памятной для российской науки даты присоединился и Институт проблем морских технологий ДВО РАН. Сотрудники целый день принимали вновь и вновь прибывающие группы школьников, которые приехали на экскурсию в колыбель подводных роботов. Ученые рассказали, где производится сборка и ремонт подводных роботов, чем телеуправляемые аппараты отличаются от автономных, и, наконец, как устроена подводная связь и навигация. В стенах института нашлось место и для востребованных Армией России разработок. Здесь хранится роботизированный морской комплекс «Галтэль», который в прошлом году использовался Министерством обороны в военных действиях на территории Сирии.

Андрей Багницкий, старший научный сотрудник ИПМТ ДВО РАН:

 «Этот комплекс предназначен для вскрытия донной обстановки, обследования прилегающих территорий к бухтам и поиска различных опасных объектов – мин или любых диверсионных закладок и соответственно разминирования».

К слову, институт не обошел  вниманием 40-летнюю историю российской подводной робототехники. В музее представлены отечественные аппараты, произведенные с 1974 по 98 годы, некоторые – до сих пор – уникальные прототипы.

Родион Сенин, научный сотрудник ИПМТ ДВО РАН:

«Из самых интересных аппаратов можно отметить аппарат СКАТ ГЕО, который являлся первым в нашей стране автономным подводным аппаратом, год выпуска – 74-й, предназначался для исследований озера Байкал».

Стоит отметить, что на этой неделе дань уважения истории и достижениям науки России так или иначе отдали практически все приморские институты, школы, музеи и исследовательские центры. Все они  — в какой-то  мере являются наследниками великой истории российской науки, и никто не сомневается, что ее лучшие достижения – еще впереди.