Китобойный промысел в бронзе

Уже в этом году  — в середине лета —  одна из самых важных вех в истории становления экономического потенциала Дальнего Востока и Приморья  — а именно китобойный промысел — будет увековечена в бронзе.

Руководители фонда создания и сохранения памятников культуры «Альбатрос» продемонстрировали журналистам 8 канала финальный макет будущей скульптуры, а также поделились историей создания и планами на будущее.

Прототипом этого мужчины, застывшего в скульптуре, стал реально существовавший, ныне покойный, китобой Иван Скрипкин. В начале и середине ХХ века Владивосток и Приморье на 75% зависели от того, какой будет улов у этих смелых тружеников моря. Совсем скоро их труд будет увековечен в бронзе  — подготовка к  возведению памятника работникам китобойного  флота практически завершена, а съемочная группа 8 канала увидела его уменьшенную версию – здесь он представлен в масштабе 1 к 3.

Евгений Черемухин,  корреспондет:

«Необычная и эмоциональная поза  скульптуры китобоя – не что иное, как язык жестов. В данном случае это означает «Стоп машина!».

Автором идеи памятника выступил руководитель фонда «Альбатрос», бывший китобой Виктор Щербатюк. Идея создания именно скульптуры пришла к нему далеко не сразу.

Виктор Щербатюк, управляющий фондом «Альбатрос», инициатор создания памятника:

 «Возникла у меня мысль такая  — собрать воспоминания всех тех китобоев которые работали на судне».

Впрочем, коллекционированием одних только воспоминаний дело не ограничилось. Уже в 2013 году Виктор Павлович представил публике книгу «Антарктика за кормой», где он максимально полно представил тот экономико-исторический пласт, коим и являлся для Приморья, да и всего Дальнего Востока, китобойный промысел. Двумя годами позже созданная не без помощи администрации Владивостока инициативная группа собрала необходимый людской и профессиональный ресурс, открыла банковский счет, и стало ясно: памятнику быть!

Виктор Щербатюк, управляющий фондом «Альбатрос», инициатор создания памятника

 «Второй этап – если быть, то где. Были определены несколько мест, причем я выезжал, друзей просил. Встречались с главным архитектором города, с другими специалистами. Ну и в конечном счете предложили нам на площадке Морского вокзала».

Место выбрано не просто так: в старые времена тружеников-китобоев местное население приморской столицы считало настоящими героями, и встречало теплее,  чем сегодня встречают лайнеры с иностранными туристами. По мнению активистов и инициаторов, причастных к созданию скульптуры, ее значение трудно переоценить, но и на данном этапе проекту все еще требуется некоторое финансирование.

Николай Зорченко, врио ректора «Дальрыбвтуза», представитель фонда «Альбатрос»,  капитан дальнего плавания:

«Поскольку это дело общественное, мы рассчитываем что какие-то рыбопромышленные организации и частные компании внесут свои пожертвования. Более того руководство Федерального агентства по рыболовству положительно отнеслось, и в общем-то всегда мы чувствуем поддержку со стороны руководства, потому что город Владивосток без памяти о китобоях  — это не наш город».

В идеале авторы  проекта планируют представить полноценную версию китобоя ко Дню Рыбака в июле этого года. Впрочем, руководство фонда все же подозревает, что даты будут несколько сдвинуты. Насколько, покажет время, а пока даже в треть своей величины китобой Иван Скрипкин продолжает безмолвно кричать сквозь историю «Стоп,  Машина!».