Большая «Звезда» маленького города

Значительного притока населения   в ближайшие годы  ждет Большой Камень.    Здесь сегодня идет реализация одного из крупнейших в России инвестиционных проектов — строительство гражданского сектора завода «Звезда».  Пусконаладочные работы сейчас проводятся на самом большом в мире судостроительном кране «Голиаф». Его желтые опоры  хорошо видны даже из Владивостока. Объем инвестиций в Большой Камень составляет около 140 миллиардов рублей. Одновременно со строительством судоверфи здесь уже идет и строительство крупнотоннажных судов. 

Светлана Садовая, корреспондент:

«До нашей съемочной группы в операторской кабине крана «Голиаф» не было ни одного журналиста, пол здесь под ногами немного шатается, ощущения, прямо скажем, жутковатые. «Голиаф» — это уникальнейшее сооружение: по совокупности трех характеристик —  грузоподъемность, ширина и высота — это самый большой в мире кран.»

Высота – почти сто метров, грузоподъемность 1200 тонн. Главная балка — шириной с небольшой проспект. Находясь здесь, не испытываешь даже страха. Несмотря на высоту. От конструкции веет устойчивостью и надежностью. «Голиаф» – виден из любой точки Большого Камня и даже из Владивостока. И этот кран  — лишь часть открытого тяжелого достроечного стапеля. После введения в эксплуатацию здесь будут строить тяжелые танкеры и буровые установки. Сейчас на Голиафе идут пусконаладочные работы. Жизнь не затихает ни на минуту. Ни на открытом воздухе, ни в цехах.

В этом цехе — с линии резки листового металла — начинается жизнь будущих танкеров. Грохот, сварка, запах гари и мазута – через несколько минут к ним привыкаешь и перестаешь замечать. Еще через какое время проходит и ощущение страха – ведь прямо над головой то и дело проносятся тяжелые краны. Но первое, что бросается в глаза и поражает в цехе, где идет строительство будущего судна, – абсолютная чистота. Это удивляет даже работников «Звезды».

Иван Толмачев, сборщик корпусов металлических судов ССК «Звезда»:

«Чисто, первое впечатление  — здесь чисто и свежий воздух».

Эти листы железа  — части будущего судна. Их режут, а после собирают в секции. Судостроительный завод – как огромная и дорогостоящая игра Лего, где танкер строят постепенно, кубик за кубиком. Только длина и ширина деталей  — десятки метров.

Илья Фирсов, сборщик корпусов металлических судов ССК «Звезда»:

«Знакомые с бригады посоветовали, здесь чисто, тепло, море близко, и заработная плата, новый завод построили, приехал посмотреть, и конечно же уровень совершенно другой».

Здесь все высокотехнологично, современно и красиво. Даже пол специальный – по немецким технологиям. Блок корпусного производства, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель – это лишь первая очередь огромного строительства. Она будет полностью закончена в 2019 году. А завершить строительство ВСЕЙ суперверфи планируется в 2024 году. К этому времени здесь возведут тридцать цехов. Маленький город в Приморье – сегодня один из крупнейших в России инвестиционных проектов. В строительство завода «Звезда» вложено около 140 миллиардов рублей. И это только производственная часть.

Кадры на судостроительный завод сегодня ищут по всей стране. Начальник блока корпусного производства Сергей Евстратов приехал в Большой камень из Санкт-Петербурга восемь месяцев назад. Специально, чтобы работать на «Звезде». И перевез семью  — на заводе трудятся вместе с женой. Она у Сергея инженер-технолог.

Когда строительство судоверфи закончится, здесь будут работать 7,5 тысяч человек. Всех нужно обеспечить жильем – его в Большом Камне сегодня строят специально для работников «Звезды». Два дома уже сданы и даже заселены. Возводятся еще шестнадцать. Программу строительства жилья в Большом Камне курируют два вице-премьера – Дмитрий Рогозин и Юрий Трутнев.

Екатерина Шувалова, руководитель группы внешних коммуникаций ССК «Звезда»:

«У нас очередь из желающих, работники все прибывают.. .»

Первые суда сойдут со стапелей «Звезды» уже в 2018 году. Сегодня здесь строится четыре ледокола-снабженца и плавучий док. Также подписаны контракты на создание десяти танкеров типа «афрамакс». В целом же портфель заказов  Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, частью которого является «Звезда», заполнен до 2035 года.