Автомодельный спорт в Приморье: кто стоит у истоков и как много людей увлекается спортивным моделированием?

Этому техническому виду спорта в крае уже более 50 лет

Каждый второй мальчишка или уже мужчина мечтает стать настоящим профессиональным гонщиком. Желание водить быструю машину и участвовать в соревнованиях, кажется, находится где-то на уровне инстинктов. Но стать пилотом спорткара дано не всем. Вот тут-то на замену и приходит автомодельный спорт – увлечение, которое даже при своих маленьких размерах позволяет любителям прочувствовать гоночный драйв и все прелести забот о своем четырехколесном товарище.

На вопрос, где и когда появились первые модели миниатюрных автомобилей, ответить можно совершенно определенно: это произошло в Америке в начале 1937 года. Но вот как именно такая идея пришла в голову кому-то – непонятно. Скорее всего, это связано с одновременным развитием радио-технологий и автомобилестроения. Первоначально у моделей были деревянная рама и корпус, на них стояли авиамодельные двигатели с искровым зажиганием. В то время они имели только передний привод с фрикционной передачей. Скорости этих моделей достигали 60 км/ч и более, что было весьма неплохо для начала. Внешне они почти в точности копировали настоящие гоночные машины тех времен. Автомодели были двух типов — кордовые, которые ездили по кругу, и, по сути, управлялись прикрепленной нитью, и трассовые, которые двигались по овальному треку рельсовой конструкции. Гонки трассовых моделей продолжались до начала 1950-х годов, затем они отошли в историю, ибо были не особо зрелищны. Поэтому автомодельный спорт продолжал развиваться исключительно в кордовом варианте. В 1939 году был проведен первый официальный чемпионат США. Со временем модели стали быстрее и мобильнее, а их управление полностью перешло на беспроводной формат.  Уже в середине 20 века этот вид спорта разлетелся по всему миру и ожидаемо закрепился в целые организации.

В европейскую и мировую федерации автомодельного спорта сейчас входят 16 стран. Чемпионаты Европы проводятся ежегодно, чемпионаты мира — раз в три года. В этих соревнованиях лично-командное первенство разыгрывают более 100 спортсменов из разных стран. Кроме того, ежегодно проводится серия Гран-При, по итогам, которой определяются лучшие спортсмены Европы в каждом классе. Автомодельный спорт в настоящее время наиболее развит в Америке, Эстонии, Украине и России.

Кстати если говорить о нашей стране, то начало развитию автомодельного спорта у нас было положено в 1955 году, когда была создана первая лаборатория автомобильного моделизма. Уже через два года она пустила свои плоды — впервые в Советском Союзе были проведены соревнования автомоделистов четырех городов: Москвы, Ленинграда, Риги и Харькова. В этих соревнованиях приняли участие всего 30 участников. С тех пор на протяжении многих лет автомоделизм в стране стал одним из ведущих технических видов спорта, как среди юношей — школьников, так и среди взрослых спортсменов.

Но вот что самое интересное – одним из двигателей этой дисциплины в СССР являлся именно Приморский край и в частности Виктор Белоусов. Виктор Пантелеевич, который и по сей день является одновременно и моделистом, и художником, и преподавателем — многократно проводил семинары и сборы руководителей автомодельных кружков. Уже к 1963 году под его началом в приморском крае функционировали кружки во Владивостоке, Спасске-Дальнем, Артеме, и Дальнереченске. По сегодняшний день эти города так и остались лидерами краевого автомодельного спорта.

Евгений Радченко, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРИМОРСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА

Участники у нас со всей территории Приморского края. Естественно с тех мест, где существует автомодельный спорт. Это конкретно Владивосток, Уссурийск, Арсеньев, Артем, Находка и Спасск-Дальний. К сожалению, в других городах автомоделисты еще не развились.

Местная федерация представляет гонки во всех форматах – от дрифта до шоссейных заездов. Благо моделями местные фанаты этого вида спорта могут похвастать. Но есть одна проблема – соревноваться и тренироваться на своих навороченных машинках во Владивостоке толком негде. Большая часть гонок проходит либо на форте №7, либо на площадке в районе столетия. Остальные единичные трассы разбросаны по другим уголкам края.

Евгений Радченко, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРИМОРСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА

Как-то так получается, что на необъятных просторах России нет места, где постоянно можно использовать официально участок. Вот эта трасса – Форт – у нас на «птичьях» правах. Несколько лет назад комендант форта разрешил нам на пустыре сделать трассу. Мы ее довели до ума. На самом деле она маленькая, тесная – должна быть вдвойне больше. Но пользуемся тем, что есть.

Но благо с самым главным героем этого вида спорта проблем особых нет. Машинки у приморцев есть разных классов. Их кстати довольно много. Основное отличие, по сути, в принципе работы – одни едут на электричестве, другие на настоящем двигателе внутреннего сгорания. Поэтому просто постоять сбоку с пультом управления тут не получится – приходиться вдаваться во все детали, в прямом и переносном смысле.

Иван Гужель, АВТОМОДЕЛИСТ (Г. АРСЕНЬЕВ)

Работает на литий-ионном аккумуляторе. Есть мотор, контроллер. Также пульт, с которого управляешь. Проводами присоединяется мотор и батарея. Тут центровка хорошая. Когда прыгаешь с трамплинов – её не уносит вперед или назад, она летит прямо.

Как и в настоящем автоспорте, здесь приходится ехать максимально быстро, из-за чего почти каждую минуту случаются небольшие аварии. Но небольшие они только с оценки зрителя – сам же автомобиль сразу после заезда приходится буквально заново возвращать к жизни. И если подтянуть пару болтов не проблема, то, например, резину приходится менять также часто, как и в большом автоспорте. А это неслабо бьет по карману.

Василий Кузьменко, АВТОМОДЕЛИСТ (Г. ВЛАДИВОСТОК)

Проблема в курсе рубля по отношению к доллару, потому что все закупается за рубежом. Проблема в том, что оно само по себе дорожает – инфляция внутри магазинов. Ну и, в конце концов, многие вещи идут как расходники. Та же резина, то же топливо, все-все-все.

Но заядлых автомоделистов это ничуть не останавливает. Соревнования проходят ежегодно, и большинство из них не уступает в зрелищности большим профессиональным гонкам. А из-за того, что за настоящий руль тут не приходится садиться – участвуют в заездах и дети и взрослые.

Евгений Радченко, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРИМОРСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА

По регламенту могут принимать участие ребята с 10 лет. Максимума нет. Пенсионеров у нас нет, но до 60 лет есть участники. Кто-то серьезно занимается, кто-то в роли хобби пришел поучаствовать. На самом деле, у большинства людей отношение такое – дяди в детстве не доигрались, купили машинки и катаются. Абсолютно нет. С технической и инженерной точки зрения это очень трудное занятие. Особенно для детей очень полезная вещь — само по себе занятие этим, не говоря уже о самой гонке и результатах.

К сожалению, Владивосток и край в целом сейчас не может похвастать большим количеством участников и зрителей, свойственным тому же футболу или баскетболу. Увы, но это обычная участь технического вида спорта – им, по словам местной федерации, могут заниматься только те, кто, так сказать, по-настоящему заболел моделированием. Как бы то ни было, круг «своих» у местных спортсменов есть – и именно этот небольшой состав сегодня держит на плаву такое необычное увлечение.

Использованы фотографии с ресурсов:

noyamolod.ru