Автобус не везет

Владивосток может остаться без муниципального транспорта и социальных маршрутов.  Эта тема обсуждается уже две недели, после того, как Пятый арбитражный апелляционный суд наложил запрет на техническое развитие автотранспортной компании «ВПОПАТ-1». Суд считает, что предприятие нарушает статью закона «О защите конкуренции». Это может поставить крест на развитии сети автобусных маршрутов в столице Приморья, в том числе и в удаленных районах. Истцом в этом процессе выступало приморское Управление Федеральной антимонопольной службы. УФАС, по сути , встает на сторону коммерческих перевозчиков и оставляет Владивосток без муниципального транспорта. Ситуацию обсудили в «Разговоре с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».

Судьба муниципального автобусного транспорта – тема прямого эфира на радио Лемма. Сегодня в администрации города исполнили решение УФАС  — отменили порядок субсидирования муниципального предприятия ВПОПАТ-1. Попросту говоря, деньги на городские автобусы из бюджета теперь выделять нельзя.

 Андрей Калачинский, журналист:

«Оригинальное Управление федеральной монопольной службы давно контролировало  деятельность администрации города Владивостока в том,  что,  видите ли,  администрация, видите ли, создала муниципальное предприятие городских  общественных  перевозок. Суды были  то  в одну пользу,  то  в другую. И вот  теперь последнее решение суда таково, что  ВПОПАТ может  просто  работать  для себя в убыток, потому что  решение было  такое — прекратить  субсидировать городской транспорт и  городское предприятие».

Сегодня во Владивостоке работает 14 транспортных предприятий – 13 коммерческих и одно муниципальное. Все перевозки осуществляются по выбранному тарифу – 21 рубль. Главная задача, которую ставят перед автобусниками, соответствует общемировой тенденции – автобусы должны быть, прежде всего, безопасными для людей. Во Владивостоке только две из коммерческих компаний соответствуют этим требованиям. У остальных возраст автобусного парка превышает 12 лет.

Денис Ящук, начальник управления транспорта администрации г. Владивостока:

«Безусловно, мы, проводя конкурс, приблизили к цивилизованному рынку  наши  перевозки».

При создании предприятия ВПОПАТ-1 в администрации города руководствовались, прежде всего, одной целью – закрыть нишу социальных маршрутов. Выходить на экономически невыгодные рейсы частные компании-перевозчики не хотели. Сегодня муниципальное предприятие обслуживает 18 маршрутов и только два из них коммерческие.

Владимир Здоровец, директор МПВ «ВПОПАТ №1»:

«Муниципальные предприятия … они, конечно, сыграли свою роль именно по культуре, по обновлению парка коммерческими перевозчиками …  Они стали  реагировать,  потому что  им  нужно  было  подтягиваться  под  ту ситуацию,  что в ВПОПАТе новые автобусы».  

Ежемесячно ВПОПАТ платит в муниципальный и региональный бюджет более 6 миллионов налогов. За смену один муниципальный автобус перевозит более 450 пассажиров. Для сравнения  — в отчетах коммерческих предприятий звучат цифры от 40 до 100. Однако в новом бюджете администрации города на 2018 год не будет строки на субсидирование именно муниципального транспорта. Так захотело УФАС.

Мария Филимонова, юрист:

«На территории всей Российской Федерации идет политика о субсидировании, о поддержке муниципального транспорта,  муниципальных  отраслей развития».

На предприятии, несмотря на все трудности, кипит работа. Все автобусы переводят на систему безналичного расчета, скоро оплатить поездку можно будет с помощью банковской карты или смартфона. Кроме того, в каждую машину установят кэш-бокс.

Владимир Здоровец, директор  МВП «ВПОПАТ № 1»:

«Если все таки не отстоять решение УФАС,  то  предприятие будет  в очень  тяжелом положении.  Не  буду скрывать — практически  будет  ставиться вопрос: будет оно  далее существовать или нет?»

Сегодня, если решение суда не опротестовать, предприятию ВПОПАТ-1 грозит банкротство. И уже в ближайшее время. А значит и город останется без муниципального транспорта.