Бобслей — зимний, скоростной, опасный

Этот вид спорта по логике должен причисляться к категории «Гонки». Ведь здесь и быстрый транспорт, и замысловатая трасса, и рулевой, и так далее. Однако гоночной дисциплиной бобслей не является. Эти молниеносные ледяные спуски уже почти 100 лет считаются независимым зимним олимпийским видом спорта, который не только зрелищен, но и особо опасен.

Очевидно, что история бобслея началась с момента создания обычных саней. Легенды гласят, что еще в 1884 жители швейцарских Альп соревновались в скоростном спуске с горы от городка Санкт-Мориц до городка Челерина, где на финише победитель получал все время один и тот же приз – бутылку шампанского. Через 4 года это местечко и подобные соревнования приглянулись некому Уилсону Смиту, который первый соединил между собой двое саней с доской. На этой конструкции он также проехал вышеуказанный маршрут. Результат был выше всяческих похвал, и вскоре в том же Санкт-Морице, в конце 19 века был организован первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований. Популярность бобслея росла и уже в 1923 все в той же Швейцарии была организована международная федерация бобслея и тобоганна. Что за тобоганн спросите вы? Это дань традиции – именно так назывались распространенные среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь. Уже ближе к середине 20 века бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта. Гоняли тогда экипажем из пяти человек — трех мужчин и двух женщин. Сказать, что спортсмены рисковали – не сказать ничего. Никаких подушек безопасности, бортиков, или любых других страховок. Все действо раньше было похоже на современные зимние забавы, вроде тех, когда взрослые мужики заваливаются на детские санки и летят с огромной скоростью вниз. Но ведь не боятся сейчас, значит и не боялись тогда.

С 1957 по 1968 на всех крупных международных соревнованиях побеждала итальянская команда, возглавляемая рулевым Эудженио Монти. Итальянцы, имеющие трассы высокого класса, выиграли 11 чемпионатов мира, а на Олимпиаде 1968-го заняли первые места по спускам на бобе-четверке и бобе-двойке. В 1976-ом лидером по бобслею уже стала команда ГДР благодаря тому, что у ее боба были лучшие аэродинамические характеристики – более совершенная обтекаемая форма с предельно гладкой поверхностью обшивки, а также самые рослые и мощные толкачи. Вскоре на зимних Олимпийских играх 88-го года в состязаниях по бобслею участвовали команды даже таких государств как Виргинские острова, Мексика, Тайвань и Монако. Этот вид спорта так всех поразил что на сегодняшний день в международной федерации числится более 50 стран, среди которых есть даже нетипичные представители зимних соревнований, такие как Индия, Ливан, Израиль и другие.

Что же из себя представляют соревнования по бобслею? По факту существует всего две большие дисциплины – двойки и четверки, по количеству гонщиков соответственно. Визуально чемпионаты по этому виду спорта выглядят незамысловато, посему многим может показаться – «а что тут сложного? Толкнул со всей силы боб, сел в него и жди пока доедешь до финиша». Но не все так просто. В команду спортсменов входят – пилот и тормозильщик, а в команде из 4 человек еще и 2 толкателя, которые разгоняют сани на старте. Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта. В бобе рулевой располагается впереди и управляет носом с помощью двух колец, соединенных гибкими тягами с передними полозьями. Да, именно – такой махиной, в отличие от обычных санок, можно и нужно управлять. Когда едет 4-ка то помимо водителя и тормозящего позади в кабине есть еще те самые два толкателя которые после разгона, казалось бы, ничего не делают, однако это не так – они всем своим телом помогают смещать боб в нужную сторону.

Весь экипаж едет, глубоко опустив голову, чтобы уменьшить сопротивление. Во время соревнований предоставляют 4 заезда. После этого суммируют время всех попыток – победителем становится команда с наименьшим общим показателем. Интересный факт — правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе. Но, ожидаемо, редко кто идет на такое безумство. Кстати о безумствах. Увы, но как мы уже ранее упомянули, бобслей – крайне опасный вид спорта. Скорость как у спортивных автомобилей вкупе с твердым льдом и невозможностью как-то себя обезопасить кроме как надеть шлем – приводят к авариям и порой даже тяжелым травмам.

Но давайте не будем о грустном. Все ранее увиденное по большей части – технические неполадки. Не зря некоторые полагают, что бобслей – это состязания не спортсменов, а их снаряжения, то есть саней. Отчасти они правы. Вот здесь то вновь и всплывает вопрос – почему бобслей не гоночный спорт? Ибо транспорт в этих соревнованиях играет главнейшую роль. Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали, в основном, из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального особо прочного материала кевлара, из которого производят бронежилеты. Кузов устанавливается на стальное шасси. Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130–150 км/час. Между передним и задним мостами расположен тормоз из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости. Максимальный вес саней составляет около 630 кг. Длина двойки – примерно 270 сантиметров, четверки – почти 4 метра. Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, да и в целом они чрезвычайно дорогие. Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко занимаются промышленным шпионажем, воруя друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций.

Помните, в начале передачи мы упомянули такое понятие как тобоганн? Так вот сегодня этот транспорт превратился в более знакомый всем скелетон. Это так сказать младший брат бобслея, являющийся по сути самостоятельным видом спорта. Об этом, возможно еще более опасном и скоростном занятии мы расскажем уже в следующий раз.